На главную страницу

Четыре физика в лодке на Подкаменной Тунгуске летом 1965 года

Александр Александрович Кокин

Мы с Бобом

Мы с Бобом отправляемся в аэропорт.
В Зеленограде еще не везде асфальт.

Во время первого очередного отпуска летом 1965 года я вместе с Б.С.Борисовым, а также профессором Математического института АН СССР им. В.М.Стеклова С.В.Тябликовым и профессором Казанского университета Б.И.Кочелаевым совершили двухнедельное лодочное путешествие по Подкаменной Тунгуске. К сожалению, подробный дневник этого путешествия с описанием полной лоции, который вел я, не сохранился. Позже его взял у меня Б.С.Борисов, чтобы использовать в другом путешествии по Подкаменной Тунгуске без меня в 1969 г., окончившегося трагически, где и был утерян. Я опишу это путешествие сегодня по памяти, используя для некоторых уточнений также книгу М.А.Заплатина «В чертогах Подкаменной Тунгуски», Москва, 1966 г.

С.В.Тябликов был старше нас (1921 года рождения) и он уже предпринял год назад попытку в одиночку побывать на Подкаменной Тунгуске. Однако заболел и вынужден был возвратиься домой. Однако свою мечту он не забросил, а стал сколачивать группу Вначале это были Б.Кочелаев, два брата Пузея – металлурги и заядлые рыбаки и их приятель – художник (не помню их имена). Не знаю, какие узы связывали тогда Сергея Владимировича с братьями Пузеями. Потом он обратился с предложением и ко мне, я согласился и предложил взять еще Боба. Сергей Владимирович договорился с райкомом КПСС в селе Байкит на Подкаменной Тунгуске о том, что нам подготовят вместительную (на 7 человек) лодку, на которой мы поплывем вниз до Енисея. Никакой карты и лоции я не видел. Одновременный отлет всех членов группы не получился.

Юля в это время с двухгодовалым Сережкой решила уехать к маме в Белоруссию на все лето.

Два Пузея с художником (далее эту троицу буду просто упоминать как «Пузеи») вылетели в Байкит на два дня раньше, с тем, чтобы подготовить лодку. Возможно, карты и лоции были у них. Мы же втроем вылетели до Красноярска, где встретились с Борисом Кочелаевым и на самолете Ан-10 прилетели в Байкит, но никаких Пузеев там не нашли. Зашли в райком КПСС, где нас встретил секретарь райкома, эвенк. Он сказал, что лодку Пузеи взяли и отплыли, а другой лодки он нам дать не может. Потом, чувствуя какое-то неудобство перед Московскими гостями, он сказал, что на берегу живет один человек, у которого есть небольшая лодка, которую он, возможно, сможет продать. Мы нашли хозяина лодки дома. Он согласился продать нам лодку, насколько помню, за водку. Он сразу стал расхваливать свою лодку «ангарку» (не плоскодонка, а килевая). Потом, узнав, что у нас нет никакой лоции, несмотря на то, что был сильно нетрезв, начал подробно описывать все пороги, которые ждут нас впереди. Я все это записал в своем дневнике и, как потом оказалось, все было сказано точно. Лодка была очень ветхая, местами прогнила и рассохлась, но делать было нечего.

В реке местные мальчишки ловили хариуса на «кораблик». Я присмотрелся к этой нехитрой, но очень продуктивной снасти и позже тоже соорудил такой же кораблик. Принцип ее простой: плоская доска с грузом на краю, так, чтобы она плавала вертикально, привязывалась к длинной леске, подобно тому, как привязывают воздушного змея и пускают по течению, натягивая леску, Течение воды относит кораблик на середину реки и даже к другому берегу. На длинную леску привязывают поводки с крючками, на которые насажены насекомые или искусственные «мушки». Эти поводки трепещут на поверхности воды, привлекая хариуса, если он там есть. Основная пища хариуса – это насекомые, летающие низко над водой, которых он, выпрыгивая, и хватал.

Лодка

Лодка.

Мы забрали лодку, расположились на берегу, поставили палатки и стали ремонтировать лодку. Собрали по берегу куски битума, консервные банки и начали ставить заплаты, затем засмолили ее, погрузили вещи и сели сами, Лодка глубоко села. От поверхности воды до края лодки было не более 4 сантиметров. Я взял собой свою двухстволку-тулку. У Бориса Кочелаева была серьезная двухстволка  с вертикальными стволами и спиннинг. У всех были высокие болотные сапоги. О спасательных жилетах тогда как-то и не думали. Боб взял с собой кинокамеру, ту которую он брал в Саяны в 1962 году. Вода в реке была теплая, комаров у воды было мало. После захода солнца комары обычно вообще исчезали. У нас были две брезентовых палатки.

Отчалили. Течение было быстрое, но спокойное. Река не широкая. На берегу чистая галечная отмель. Это след, оставляемый весенним половодьем. Я временами шел пешком с ружьем, но ничего не попадалось. Далее река широко разлилась. Лодка иногда плыла не быстрее моего шага. Иногда нужно было грести. Для этого кого-то сажали на весла.

Скалы

По берегу возвышались отвесные скалы, местами в виде колонн или столбов, высотой до 40 м. Красота. Вдруг видим впереди не левом берегу какие-то люди размахивают спиннингом. Причаливаем. Это были «Пузеи». Они встретили нас одной фразой «А, и вы приехали!» и продолжали рыбачить. Большая добротная лодка-плоскодонка стояла тут же. Такой встречи мы не ожидали и решили не останавливаться радом с ними, а поплыли дальше и затем встали на ночлег. Вскоре они нас обогнали и даже не пытались завязать разговор.

Горлышко

У порога Горлышко.

Первое препятствие – это резкое сужение реки названное «Горлышком» с очень быстрым течением, а за ним и шивера, названная Бабушкой, потом должен быть порог «Дедушка». Бабушку нужно было проходить слева, а Дедушку справа. Когда достигли шиверы, прошли ее спокойно и решили, что Бабушка еще впереди. В лодке остались я на веслах и Борис с кормовым веслом остальные шли пешком. Вещи частично выгрузили. Справа скалы берегового гребня близко подходят к воде. А порог Дедушку мы приняли за Бабушку и стали проходить его слева, а не справа. Борис очень умело управлял лодкой. Где-то там, лодку захлестнула вода, промокли плохо упакованные вещи и батареи для кинокамеры Боба. Так что кино снять не удалось. Порог нам не показался грозным. Плывем дальше. Течение спокойное, река стала шире. Навстречу попалась моторная лодка с местными жителями.

Они объяснили, что нами были пройдены и Бабушка и Дедушка и с непониманием смотрели на нас. «Вы что, собираетесь утонуть на такой лодке?». Проплыли первый населенный пункт − поселок Полигус (километров 20 от Дедушки). Это второй по величине после Байкита поселок на Подкаменной Тунгуске. Мы отплыли дальше и остановились на берегу на обед. Расслабились. Борис достал припасенную фляжку с «трутовкой» − настойкой, подаренной ему аспирантом с Кавказа, которую мы дружно и опорожнили в честь благополучного прохождения первых порогов. Сильно захмелели. Погода стала портиться. Пошел дождь. Мы с Бобом поднялись наверх, чтобы посмотреть место для палаток. Там увидели маленькую охотничью избушку, в которой и укрылись. Утром погода наладилась, и мы поплыли дальше.

Следующий порог Мучной расположен в двадцати пяти километрах ниже от Полигуса. Вот стали видны белые барашки порога. Пристаем к левому берегу, где высятся причудливые утесы-столбы  и идем по берегу смотреть порог. Решили полностью разгрузить лодку и перенести вещи по берегу. Снова мы с Борисом раздеваемся до трусов и кед и садимся в лодку. Борис просит меня нажимать на весла со всех сил, чтобы скорость лодки была больше скорости течения. Тогда лодка становилась управляемой, и задачей Бориса было найти нужную струю. Все прошло хорошо. Порог позади. Мы причаливаем к левому берегу и становимся на ночлег. Пока ставили палатки и разводили костер, Борис пошел со спиннингом к реке. Стало темнеть. Вдруг слышим его крик «Скорее сюда с топором!». Прибегаем и видим. Борис борется с огромным , более метра, тайменем, который пытается сорваться с крючка. Отсекаем ему голову, но его могучее тело продолжает еще долго трепыхаться. Решили из части сварить уху, а другую зажарить. Мы все первый раз попробовали тайменя. Надо сказать, что для ухи он не очень годился, но жареный был великолепен. Другое дело хариус. Я уже сделал кораблик, и иногда мне удавалось наловить хариуса.

Весной здесь круто.

Далее мы не раз останавливались на берегу. Борис забрасывал спиннинг, а я запускал кораблик. Во время плаванья на реке попадались стаи плавающих уток, которых мы пытались подстрелить из лодки. Один раз попалась странная утка с длинным зубастым клювом – крохаль с белым плотным опереньем на груди. Но когда мы сварили ее, есть не стали – очень сильно отдавало рыбой. По палаткам мы разделились на пары: я с Борисом в одной, а курильщики Сергей Владимирович с Бобом в другой.

С.В.Тябликов

Организатор путешествия С.В.Тябликов

Б.И.Кочелаев

Постоянный кормчий Б.И.Кочелаев

А.А.Кокин

Основные гребцы: А.А.Кокин и ...

Б.С.Борисов

Ночевка

На ночевке
В одну из дневок на берегу у впадения справа небольшой речки, мы с Борисом решили сходить на пару дней, на охоту вверх по притоку. Палатку решили не брать, а для ночлега у костра только полиэтиленовую шторку. Сергей Владимирович и Боб остались на берегу. Мы отошли от реки, и попали в царство комаров. На этот случай у нас был диметилфтолат, который действовал, но недолго. Борис снова отличился. Он подстрелил сразу трех молодых глухарей, а я ничем не мог похвастать. Стало темнеть. Мы развели костер, натянули пленку в качестве отражателя, поели  и залегли спать.

Стало прохладно. Комары до утра тоже ушли спать. Обратно шли по азимуту, не надеясь точно выйти к нашему лагерю, но оказалось к нашему удивлению, что мы вышли к палаткам всего в метрах 10 от них.

Привал на берегу реки

Привал на берегу реки:слева направо: Б.И.Кочелаев, С.В.Тябликов,Б.С.Борисов и А.А.Кокин (снимал с автоспуском)

Далее проплыли широкий спокойный плес, после которого реку снова начинают сжимать крутые склоны. Впереди Большой или Семиверстный порог. Остановились на левом берегу. Небольшой заливчик. Пахнет гарью. Нас поразила вода как бы кипящая от множества хариуса на поверхности. Поставили палатки, и я пошел запускать кораблик. Я только успевал его запускать и вытаскивать сразу с хариусами на всех поводках. Восторг! Один раз вытащил даже с маленьким тайменчиком на крючке. Уха получилась отличная. С берега тянуло дымом, когда же я попытался пройти вглубь леса, то увидел под ногами тлеющий торф и даже иногда из под ног вырывались искры. Тихо горела тайга. На берегу было хорошо, и я хотел бы еще здесь пожить и половить хариуса. Но Боб стал настаивать двигаться дальше, чтобы купить хлеба и еще кое-чего. С сожалением покидаем это уютное место, которое относительно мало посещается, поскольку расположено между двумя порогами.

Боб оценивает Семиверстный порог

Боб оценивает Семиверстный порог.

Семиверстный порог состоит из двух ступеней, расположенных на расстоянии семи верст. Первая ступень самая мощная. Мы причалили к правому берегу  и стали разгружать лодку и перетаскивать вещи по берегу до конца первой ступени. Снова сели налегке с Борисом в лодку и поплыли. Мое дело было налегать на весла. Прошли спокойно первую ступень, погрузили вещи, а Сергея Владимировича с Бобом отправили пешком. Далее валы были поменьше, и мы прошли вторую ступень легко. И только, когда разворачивали лодку к берегу, чтобы пристать, черпанули левым бортом, да так, что кое-что из вещей подмокло, а один сапог Боба упал в воду и уплыл. Опять поступили легкомысленно не упаковали как следует вещи! Стали вытаскивать все на берег и раскладывать на каменной плите для просушки, Боб, увидев, что один сапог уплыл, в сердцах выбросил и второй сапог. Развели костер, пообедали, сидим на солнышке греемся. Вдруг по реке вверх идет моторная лодка с геологами. Вообще на моторной лодке вверх по порогам идти легче, потому что относительно камней она движется медленно и легко можно выбрать нужную струю. Увидев нас на берегу с просушкой вещей, они подплыли к нам и спросили, что произошло. Но увидев, что все в порядке, рассказали нам, что несколько ранее здесь утопили все вещи и потеряли лодку наши «Пузеи». Они не стали разгружать лодку, решили тащить ее бечевой, как бурлаки, лодка оставалась неуправляемой и поэтому быстро перевернулась, и все вещи утонули. Теперь они сидят у геологов ниже по течению без спиннингов, ружей, палатки и прочего. Можно представить, как получилось бы в случае, если мы все были в одной лодке?

Подсохнув, мы снова погрузились в нашу ангарку, и тронулись дальше. Наконец, на крутом берегу, мы увидели несколько домиков и палатки геологов. Здесь располагалась база с названием Фактория. Увидели и Пузеев. Они сидели у костра, над которым висел видавший виды котелок, и рядом стояла убогая палатка. Это все, что могли дать им геологи. Мы подплыли к ним, увидели их угрюмые лица и спросили, чем мы можем помочь, не надо ли денег. Но в ответ они буркнули: «Спасибо не надо». Разговора опять не получилось. Мы не стали настаивать и поплыли дальше. Больше Пузеев мы не видели, а в Москве и Сергей Владимирович не общался с ними.

Далее по берегу попадались косари – мужики с большими бородами, где то в стороне были деревни староверов. А впереди был еще последний порог – Вельминский.

Перед порогом снова причалили к правому берегу и пошли посмотреть русло. Порог показался серьезным, и мы решили полностью разгрузить лодку. Затем мы с Борисом заняли свои места и ринулись в порог. Борис то и дело командовал: «Сан Саныч, нажми, еще нажми!». Я нажимал изо всех сил. Борис умело направлял лодку между камней, а я поворачивая голову вправо и влево, видел только водяные валы высотой более метра и не видел берега. Наконец мы прошли порог и причалили к берегу. Там встретили группу людей, которые не ожидали нас там увидеть. Они велели отойти подольше вниз и залечь за камни. Все было готово для взрыва основных камней Вельминского порога. Прогремел взрыв. Существенных изменений в русле реки мы не заметили.

Мы погрузились в лодку и поплыли дальше. Ниже порога была небольшая Майгунская шивера. Далее река проходит последнее препятствие. Она резко сузилась и с двух сторон ее обступили скалистые утесы – Щеки.

Река становилась шире и спокойней. Путешествие приближалось к концу. Еще была не одна ночевка, но хариус больше не ловился. Наконец, впереди, показалась широкая водная гладь. Это Енисей. На правом берегу у устья Подкаменной Тунгуски небольшое село Подкаменная Тунгуска – несколько старых избушек. Аэропорт и современный поселок находятся на другом берегу Енисея. Енисей широк, с сильным течением с высокими волнами. Нечего и думать переплыть его на нашей утлой лодке. Подплываем к селу. На берегу встречаем человека, который возится с моторной лодкой. Он соглашается перевести нас на тот берег. В качестве платы берет нашу лодку. На том и решили. В аэропорту сели сразу на самолет. В Красноярске мы втроем пересели на рейс до Москвы, а Борис до Казани и были дома в тот же день. Путешествия заняло всего около двух недель, а впечатлений мы получили на много лет.